Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

В современном мире неуклонно растут требования к индивидуальным особенностям личности. В любой сфере занятости востребованы в первую очередь мотивированные, грамотные специалисты. Определиться со сферой интересов, дальнейшей профессией помогает профориентационная работа в школе, направленная на развитие гармоничной личности. Данная деятельность формирует у обучающихся готовность к труду, воспитывает качества, способности для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Уже со школьной скамьи ведется профориентационная работа со школьниками, где педагоги Точки роста совместно со специалистами в области экономики подробно рассказывают учащимся, к примеру, о том, как правильно планировать свой бюджет и распоряжаться им, как защитить свои сбережения от мошеннических операций, одним словом, — быть финансово грамотным человеком.

Так, одним из наиболее интересных и важных опытов стало участие в 2020-2021 учебном году учащихся 7-11 классов МБОУ Тарасовской СОШ №1 в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Ребята прошли обучение по ряду тем: «С деньгами на «Ты» или Зачем быть финансово грамотным?», «Платить и зарабатывать банковской картой», «Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами», «Вклады: как сохранить и приумножить», «Твой безопасный банк в кармане» и многим другим.

Особое внимание было  выпускникам 9-11 классов, которым в скором времени предстоит самостоятельно планировать свои расходы, умело распоряжаться своими финансами. Ведь современный человек обязан знать, как составить свой финансовый план, осуществлять займы в банке, безопасно обращаться с финансами.

Учащиеся получили ценные знания в области финансовой грамотности, где лекторами на онлайн-уроках являются сотрудники Банка России и финансовых компаний. Слушатели могли задавать вопросы в чате по теме урока, на которые лектор отвечал в прямом эфире.

 

Анализ профориентационной работы за 2020 — 2021 учебный год в МБОУ Тарасовской СОШ №1

 Программа развития школы ориентирована на педагогику успеха. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Цель профориентационной работы на 2020-2021 учебный год – создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Вся профориентационная работа в школе строится с учетом возрастных особенностей школьников.

Работа в данном направлении была организована через работу:

  1. Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Профессиональная ориентация обучающихся успешно реализуется через «Точку роста». Все кружки и секции «Точки роста» имеют профориентационную направленность. Школьные объединения.

Участие обучающихся в работе школьных объединений (отряд ЮИД №Радар», резервный отряд ЮИД «Клаксон», отряд юнармейцев «Пересвет», отряд волонтеров «Данко», спортивные секции) также способствует ранней профориентации.

  1. Участие в открытых уроках Всероссийского проекта «ПРОеКТОриЯ»

 В 2020-2021 учебном году обучающиеся 5-11 классов были участниками онлайн открытых уроков на всероссийском портале «ПРОеКТОриЯ».

Таблица № 4

  Класс Число обучающихся в

ОУ

Из них кол- во чел., принявших участие в открытых

онлайн- уроках

%

участников

1.Численность детей, принявших участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом    опыта    цикла    открытых    уроков

«Проектория», направленных на раннюю профориентацию,         обучающихся         по образовательным программам основного общего образования, по классам обучения,

чел.

5 22 22 100%
6 17 17 100%
7 18 18 100%
8 22 22 100%
9 10 10 100%
Итого:                     обучающиеся основного общего образования

(5-9 кл)

5-9 кл 89 89 100 % от общего числа уч-ся

5-9 кл

2.Численность детей, принявших участие в открытых    онлайн-уроках,   реализуемых   с

учетом    опыта    цикла    открытых    уроков

10 3 3 100%
11 8 8 100%

 

«Проектория»,                                                   направленных на раннюю профориентацию, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, по классам обучения,

чел.

       
Итого:                   обучающиеся среднего общего образования

(10-11 кл)

10-11 кл 11 11 100 % от общего числа уч-ся

10-11 кл

Итого: 1-11 кл. 101 чел. 101 чел. 100%

 Виды и формы деятельности

В нынешнем учебном году были использованы следующие виды и формы деятельности:

Виды и формы деятельности Мероприятия
Циклы профориентационных часов общения, направленных   на    подготовку   школьника                            к

осознанному     планированию    и                           реализации своего профессионального будущего

По планам классных руководителей
профориентационные игры: симуляции, деловые игры (квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной

деятельности

—   «День самоуправления;

—      деловая игра «Каждой профессии слава и честь»;

—      квест-игра «Люди Х — путешествие в мир профессий;

 

посещение муниципальных, ежмуниципальных, региональных профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах — виртуальный тур в профессиональное будущее;

-онлайн День открытых дверей в РГУПС;

-онлайн День открытых дверей в ФГБОУ ВО Донской ГАУ;

-онлайн День открытых дверей в ДГТУ;

— онлайн День открытых дверей в ФКПОУ НТТИ;

— онлайн День открытых дверей  Высшей школы бизнеса ЮФУ;

— онлайн День открытых дверей в «Северо-Кавказское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

участие           в           работе                        всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер- классах, посещение открытых уроков —   просмотр Всероссийских открытых уроков для обучающихся 8-11 классов, направленных на раннюю профориентацию» в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» совместно с порталом «ПроеКТОриЯ» (таблица 4);

—     уроки финансовой грамотности (организатор «Банк России»);

-всероссийский конкурс «Большая перемена»

 Работа с родителями (законными представителями)

Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Разъяснительная работа с родителями (законными представителями) по вопросам профориентации организована через:

  • родительские собрания (по плану работы классных руководителей);
  • индивидуальные консультации.

Организация встреч обучающихся с их родителями — представителями различных профессий через классные часы (согласно планам воспитательной работы в классных коллективах).

По итогам внутришкольного контроля в 9-11 классах на классных часах, родительских собраниях представлена информация об уровне подготовленности десятиклассников к обучению по программам среднего общего образования, возможности выбора дальнейшего пути самоопределения. На родительских собраниях и классных часах в выпускных классах, во время индивидуальных консультаций — классные руководители поднимают вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда и запросов рынка труда Ростовской области. Ежегодно родители (законные представители) обучающихся 8-11 классов принимают участие в анкетировании с целью изучения профессиональных интересов детей.